A- A A+

Материалы

Статья Терентьевой С.П.

Статья учителя-логопеда Терентьевой С.П.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которое связано с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развитии. Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до трех-четырех лет). Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Этим и обусловлен выбор моей работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника».

     Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы. Решению данной задачи в нашем саду способствует использование логоритмических занятий, которые мы включаем в систему работы в коррекционных группах дошкольного учреждения в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.

     В нашем саду логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога. При разработке и организации логоритмических занятий мы учитываем возрастные и личностные особенности каждого ребенка, уделяем большое внимание всестороннему развитию ребенка и развитию речи в целом.

     Занятия логоритмикой помогает нам удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. На этих занятиях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в обстановке. Поэтому очень важно для нас, что бы наши занятия носили занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи. Основу занятий составляет синтез слова, музыки и движения.

   Речевой материал, используемый на занятиях, доступен в лексическом плане и подобран в соответствии с программой нашего детского сада.

   При проведении данных занятий мы широко используем разнообразные средства логопедической ритмики. Это следующие виды упражнений: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса, и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; речевые упражнения без музыкального сопровождения; игра на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

     При подготовки к праздничным утренникам мы так же используем все виды музыкальной работы с нашими детьми. Выбор речевого материала проводим с учетом речевых возможностей каждого ребенка на данный момент. Праздничный сценарий обсуждаем совместно с воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем. Вместе подбираем и адаптируем стихотворный и песенный материал.

   Так же в своей группе я провожу индивидуальные занятия по рекомендациям учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые имеют точную цель. Например, развитие моторики пальцев в игре на струнных музыкальны инструментах; развитие голоса в распевках, песнях; развитие дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах – игрушках и т.д. Я предлагаю детям поиграть на духовых инструментах, спеть песню и т.д., оформляю игрушками музыкальный уголок, что бы вызвать самостоятельную музыкальную деятельность.

     Работая в логопедической группе, у меня есть уникальная возможность видеть детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься. Я полагаю, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.

скачать статью