A- A A+

Материалы

Взаимодействие педагогов ГБДОУ и родителей в подготовке детей к школе

статья воспитателя Ермаковой Н.В.

При взаимодействии педагогов ДОУ и родителей в подготовке детей к школе эффективен наглядный метод. Наглядно - информационное направление включает в себя: родительские уголки; папки - передвижки, например, «По совету всему свету», «Скоро в школу»; библиотеку – передвижку; фотомонтажи, фотовыставки; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», копилку «Добрых дел» и пр. Размещается информация по подготовке детей к школе в «родительский уголок». Форма подачи материала должна быть эмоциональной, активно воздействовать на сознание и чувства родителей. В «Уголке» можно порекомендовать кратко осветить возрастные особенности, задачи, решаемые воспитателями совместно с семьей; конкретизировать задачи родителей по подготовке детей к школе; обратить внимание на необходимость посильного труда ребенка для его физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания и для подготовки ребенка к школе. Воспитатели сообща решают вопрос о том, какой материал о подготовке детей к школе помещать на стенде в первую очередь, каким дополнять, учитывая необходимость представления на стенде и других педагогических тем.

Эффективен и словесный метод. Развитию родительской активности существенно способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут использоваться практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции, беседы, консультации и т. д.).

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Беседы в форме вопросов-ответов и рекомендаций помогают родителям, побуждают их задавать вопросы, размышлять. Эффективна система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Например, для активизации взаимодействия педагогов с родителями и привлечения родителей к педагогическому процессу, а также повышению компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе и социально–нравственному развитию детей, можно предложить следующие темы родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций:

- «Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника»;- «О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника»;- «Игры в семье на познавательные темы»;- «Свободное время семьи для художественного творчества или готовим ручку к письму»;- «Семейные традиции как источник поддержки душевных и эмоциональных сил ребенка на пороге школы»;- «Каков ваш ребенок в дружбе со сверстниками»;- «Как поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения у ребенка». Методические рекомендации (приложение).

Нетрадиционным методом активизации родителей является игровой метод. Это могут быть упражнения с использованием игрушек и игровых образов, задания проективного и метафорического характера. Проводятся игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста. Этот метод, в частности, способствует развитию у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов.

Важны встречи родителей с учителями, а также анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка. Особое внимание для пропаганды педагогических знаний, привлечения внимания родителей к ребенку и освещения последствий негативных отношений в семье следует уделять работе с родителями из проблемных семей.

Таким образом, эффективными методами и формами взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в подготовке детей к школе могут быть педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы, педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности ДОУ и школы, встречи родителей с учителями, анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка, игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.