A- A A+

Материалы

Экспериментирование в детском саду в ходе общения с природой

Воспитатель Ларионова Аида Борисовна

 

Экспериментирование в детском саду в ходе общения с природой.

     Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт.

        Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

         Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

        Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

      Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша  задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

           Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

           Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

    В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Например, строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

               В ходе работы с детьми по данной теме, можно выделить несколько основных правил экспериментирования, в основе которых заложены 2 главных чувства - уважение к детям и восхищение природой.

                                                          Важные советы:

  • Меньше учите, больше делитесь.
  • Поощряйте поисковую активность детей, т.к. каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется.
  • Чутко реагируйте на интересы ребят во  время  вашего  взаимодействия.
  • Активизируйте внимание ребёнка, займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом.
  •  Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе, дети редко забывают опыт прямого общения с  природой.
  • Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

            Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он  эмоционально  им  осваивается.

         Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место.