A- A A+

Материалы

"Профессиональный имидж педагога".

                                                                                                                                                           

И.А.Арсеньева

ГБДОУ № 70

 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

      В разные исторические этапы приоритетными являлись те или иные профессии. Так иногда пользовались популярностью военные, иногда философы, иногда космонавты….. Но есть такие профессии, без которых невозможно развитие общества. Одной из таких профессий является педагог. С древнейших времен до наших дней людям было необходимо передавать знания подрастающему поколению и воспитывать это поколение в духе эпохи. В разные времена были свои особенности воспитания. Меняются и требования к обучению детей. Так, например еще в начале прошлого века педагоги должны были дать ребенку элементарные знания об окружающем мире, обучить основам математики и языкам. Сейчас этого уже не достаточно.

     Мир динамичен. Этого нельзя не признавать. За окном 21 век. Идет процесс непрерывного обновления информационного состояния общества. Скорость эволюционных изменений настолько высока, что человечество впервые за всю многотысячелетнюю историю оказалось в таком плотном информационном потоке. Причем эта плотность продолжает увеличиваться. Это касается всех сфер деятельности человека. И так как мы живем в мире, где информацию обо всем очень легко добыть, то профессия Педагога несколько меняется и переосмысливается.

     Что же должен делать воспитатель, учитель в современном мире? Чему учить детей? Какие качества личности воспитывать? Постоянно увеличивающийся объём информации приводит к тому, что учителя, начинают понимать, что надо что-то менять, иначе они могут «утонуть» в этом информационном потоке.

     То, что в педагогике назрели перемены, понимают все. Именно поэтому в нашей стране проводятся реформы образования, принимаются государственные стандарты, которые учитывают особенности современного состояния общества. Веди изменились приоритеты общественных запросов. И теперь, вместо того, что бы давать ребенку знания, его в первую очередь нужно научить самостоятельно эти знания получать и воспитать в нем желание получать эти знания.

    Так как информация сейчас находится в свободном доступе для всех людей, у многих возникает мнение, что педагоги не очень то и нужны. К воспитателям относятся, как к людям, которые присматривают за детьми в то время, когда родители работают. Но это неправильное отношение.

     Воспитатель — это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

    Имидж воспитателя  формирует сам воспитатель. Есть моменты, которые подрывают авторитет педагогов как профессионального сообщества (чудовищные телепередачи, статьи и т.д.), но имидж конкретного педагога – «заслуга» конкретного человека. Конечно, хорошо, если статус Воспитателя поддерживается государством и обществом, однако это только сопутствующие факторы, хотя (однозначно!) очень важные.

      Действительно важно понять какому воспитателю общество в целом и семья в частности готово доверить воспитание самого ценного «стратегического ресурса страны» — ребенка. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях.

    Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

   В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены три составляющие имиджа:

  • внешний имидж
  • процессуальный имидж
  • внутренний имидж

Внешняя составляющаявключает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается черезпроцессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая– это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Внешний имидж педагога

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих.

Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

Основной стиль воспитателя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для воспитателя профессионально необходимыми.

Так же неотъемлемой составляющей имиджа воспитателя является профессиональная подготовка и постоянное самосовершенствование. Особенно это важно для начинающих педагогов. Молодой специалист должен овладеть приемами педмастерства, осознать для себя основы личностно-ориентированной модели воспитания детей  и постоянно работать над развитием своих профессиональных качеств.

Воспитатель  должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств:

  1. качества, которые позволяют понимать внутренний мир воспитанника, сопереживать ему;
  2. качества, которые обеспечивают владение собой;
  3. качества, способствующие активному воздействию на ребенка.

Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что дети слышат от воспитателя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот педагог, который сам имеет интересы и увлечения.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу воспитателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального педагога», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.