A- A A+

Материалы

"Планирование карьеры педагога как условие его профессиональной самореализации".

                                                                                                   

А.Р.Нафикова

ГБДОУ № 70

 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

"Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой".

А. Маслоу

Политика правительства в области образования направлена, прежде всего, на обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных услуг и доступности дошкольного образования.

Проблему повышения качества образовательных услуг можно решить путем поиска эффективных методов дошкольного воспитания, внедрения инновационных технологий. Таким образом, возникает потребность в творческом педагоге, всесторонне развитом, способном разбираться в инновационных разработках современной науки и практики.

Для определения перспектив успешности педагога необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некого эталона профессий:

  • Хорошие значения человеческой натуры и межличностных отношений
  • Чувство юмора;
  • Наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизировать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Опираясь на перечисленные выше основания можно выделить слагаемые успешности педагога.

С педагогической точки зрения успех - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особое внимание следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями - желанием усовершенствовать педагогическую деятельность.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога

  1. индивидуальный подход в методической работе с педагогами;
    1. специальное обучение педагогов внутри ДОУ  (школа молодога специалиста, школа повышения профессионального  мастерства, тренинги);
    2. условие для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму;
    3. мотивационная для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу;
    4. психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания и самооценки.
    5. включение педагогов в управленческую деятельность, развитие аналитических способностей, инициативности;
    6. Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека и деятельности.

Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьера.

Составляющиекарьеры:

  1. личностная составляющая:
  • мотивация самого работника на карьеру, стремление самореализации через повышения квалификации, которая выражается в желании продвинуться по службе и повысить свое материальное благосостояние
  • наличие у педагога личностных качеств (способности к достижению в избранной области профессиональной деятельности, уровень притязаний, самооценка, лояльность к собственному месту работы)
  • социальное признание педагога со стороны профессионального окружения: одобрение как стремление к продвижению, так и используемых для этого средств и методов, высокая оценка престижности и социальной значимости, избранных работником целей профессионального роста
  1. Ценностная составляющая:
  • общепринятые социальные ценности: человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, а так же определенные ценностные нормы поведения в организации
  • ценность или престижность для человека самой карьеры
  • ценность организации, в которой педагог трудится
  1. Производственная составляющая:
  • цели и задачи, которые в перспективе будет решать образовательное учреждение
  • планируемые изменения, в том числе новые образовательные технологии, направления в деятельности
  • предполагаемое  расширение или уменьшение размеров организации
  • требование к качеству работы педагога и руководителей учреждения в дальнейшем

Планирование карьеры

Что значит сделать карьеру? Это добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня дохода.

Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитетпедагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.

Планирование карьеры как самореализация в профессиональной деятельности неразрывно связано с личной сферой мотивации и потребностями. Кроме того, в планировании карьеры не маловажное значение имеет кадровая политика учреждения это связано, прежде всего, со следующими моментами:

При построении карьеры педагог чаще ставит следующие задачи: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять авторитет среди коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих. Руководитель, при этом должен  выделить компетентных сотрудников, продвинуть молодых, самостоятельных, творческих, инициативных, подготовить работников к занятию более высокого статуса, обеспечить учреждение квалифицированными кадрами и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.

Таким образом, необходимо определить какими способностями, вы обладаете, как их развивать.

Педагогу, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, необходимо осознать свои слабые и сильные стороны, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.

Таким образом, планирование карьеры обеспечивается совокупностью  факторов стимулирования, мотивации педагога профессиональной самореализации:

  • Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад воспитателей определяется уровнем и квалификацией, стажа). При планировании карьеры воспитатель видит возможности повышения собственного дохода.
  • Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.
  • Индивидуальные факторы предполагают повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.