A- A A+

Материалы

Статья Гуляевой С.П.

Гуляева Светлана Павловна

Воспитатель ГБДОУ №70

г.Санкт-Петербург, апрель 2017

Особенности работы по физическому

воспитанию с детьми с ЗПР и ОНР

В специальной литературе представлено очень мало данных об особенностях физического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Отдельных экспериментальных исследований не проводилось, но большинство учёных указывают на присутствие в физическом развитии у детей данной категории недоразвитие тонкой и общей моторики,нарушение координации и регуляции движений.

         Логопедические характеристика детей

Статистика приёма детей в ДОУ показывает, что речевая патология носит многообразный характер. У детей наблюдается задержка психического развития, нарушение всех компонентов речевой системы. Дети плохо понимают обращенную речь, у них ограниченный словарный запас, нарушено звукопроизношение . Как правило, это вызвано врождённой патологией, или неблагоприятными условиями развития ребёнка (двуязычие в семье, наличие дефектов речи и слуха у родителей, педагогической запущенностью)

         Особенности психического развития детей

Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать,повышенная утомляемость,низкий уровень восприятия. Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присуще повышенная возбудимость эмоциональная неустойчивость, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, статичность, чувство ущемлённости. Дети не способны к длительным волевым усилиям.

         Особенности физического развития

Обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи,

позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.

1.      Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса

2.      Нарушение общей моторики особенно ациклических движений (лазанье, прыжки в длину, метание)

3.      Нарушение ручной моторики

4.      Скованность и замедленность движений

5.      Дискоординация  движений

6.      Несформированность функций равновесия

7.      Недостаточное развитие чувства ритма

8.      Нарушение ориентировки в пространстве

9.      Замедленность освоения новых движений

10.    Нарушение осанки, плоскостопие

11.     Отставание в показателях основных физических качеств:

(силы,ловкости,скорости)

 Особое значение физическое воспитание имеет для детей с особенностями психофизического развития

(ОНР- общее недоразвитие речи,ЗПР- задержка психического развития)

Дети  с ОНР обращают на себя внимание замедлением физического развития общей физической ослабленностью, отставание психического развития, двигательной

заторможенностью. У многих детей выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений. Высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР.

Особые сложности в работе

1.      Осанка

2.      Плоскостопие (занятие только в спортивной обуви)

3.      Ходьба, бег, поскоки и т.д (затруднения с выполнением различных движений рук и ног(одновременно)

4.      Самоконтроль (5-6 лет) ! (держать спину и голову ровно,рот закрытым)

5.      Ориентировка в пространстве (игры, игры м/п опасны друг для друга)

6.      Агрессивность по отношению друг к другу

7.      Запоминание правил поде. игр(путают правила одной игры с другой)

8.      Реагируют на духоту в помещении ( сильное возбуждение)

9.      Перепады атмосферного давления

Вывод:

Дети коррекционных групп нуждаются в особом внимании, понимании, добром к себе отношении. Некоторые дети нуждаются в глубоком обследовании, занятиях ЛФК, занятиях в бассейне.

Задачи физического воспитания детей с ОНР

Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависят развитие и здоровье в последующие годы жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает работников дошкольных учреждений углубленно работать над проблемами физического образования детей. Одной из основных задач педагогов и родителей является создание условий для правильного физического развития ребенка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов. В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. Одной из важнейших социально значимых задач является развитие речи ребенка.

Работа по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом инструктор по физической культуре направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение и представление об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются из специальных групп в общеобразовательные школы, необходима реализация программы массового детского сада, но с учетом особенностей детей с данным диагнозом.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

1.      Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.      

2.      Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.

3.      Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

4.      Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических).

5.      Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

6.      Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.

7.      Формирование широкого круга игровых действий.

8.      Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

9.      Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.

Как обеспечить психологическую

 безопасность ребенка в детском саду

Важную роль во время заболевания и в период выздоровления играет психологический климат. Более чем 60% болезней имеют психосоматическую природу. Человек болеет в том случае,когда защитных сил организма не хватает, чтобы противостоять микробам. Это происходит  в результате физиологических стрессов( достаток кислорода, витаминов, физические нагрузки, переохлаждение) Кроме того, наличие физиологических стрессов накладывает отпечаток не только на физическое, но и на психическое состояние ребёнка. Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие) получило название «психологической безопасности».

Психологическая безопасность-

 такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка  и более быстрое выздоровление.Если дома мы в состоянии оградить ребенка от травмирующих факторов, то в дошкольных учреждениях в период

выздоровления ребенка могут ожидать опасности.

Внешние источники:

1. Физические:

1. Неблагоприятные погодные условия.

2.  Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.

3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.

4.  Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

 5. Враждебность окружающей ребенка среды когда ему ограничен доступ к игрушкам,отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении: действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребёнка.

2. Социальные:

1. Манипулируя детьми-взрослые стремятся все сделать за них, тем самым лишая их самостоятельности и инициативы как в принятии решений, так и в поступках.

2. В детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую  нет должной реакции педагогов.

3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском саду.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:

-1. В трудностях засыпания и беспокойном сне;

-2. В беспричинной обидчивости;

-3. В рассеянности, невнимательности;

-4. В беспокойстве и непоседливости;

-5. В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

-6. В том, что он сосет соску, палец или жует что нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

-7. В игре с половыми органами;

-8. В подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

-9. В повышенной тревожности;

-10. В дневном и ночном недержании мочи;

Систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания:

1. Виброгимнастика, массаж, водные процедуры.

2. Аромо-и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера.

3. Работу с природными материалами —глиной, песком, водой, красками.

4. Музыкальную терапию —регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.

5. Предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;

6. Расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды.