A- A A+

Материалы

Статья психолога

Арт-терапевтические технологии,
изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Педагог-психолог  Клименко Е.Н.

ГБДОУ № 70

 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга. 

Понятие «арт-терапии»

 

            Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,

основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой

деятельности, при которой происходит выражение эмоциональных

переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник

(кисточки, краски, пластилин, глина и др.).

            По своим методам арт–терапия подразделяется на изотерапию,

сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную

терапию, фототерапию. Очень часто бывает, что перечисленные методы

переплетаются в одном занятии.

            В процессе выполнения работы ребенок высвобождает свое подсознание и через самовыражение творческого потенциала происходит улучшение психоэмоционального состояния. Сам процесс изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

            Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время,

глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических

резервов и эмоций ребенка. Арт-терапия особенно хороша там, где другие

методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской

арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и

безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как

игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии

состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая

наиболее близка и интересна ребенку.

            Потребности современного мира в области педагогики построены не на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка.

            В связи с этим, арт-терапевтические методы в частности  изотерапия  особо актуальна, суть работы которых заключается не в обучении рисованию, а втом, что дети через различные техники, используя специально подобранныематериалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиесяэмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить своеэмоциональное состояние. 
 
 

            Как известно, эмоциональные переживания – неотъемлемая составляющая внутреннего мира любого человека. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребенка направлена на укрепление его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения в развитии, поведении и здоровье.

            Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в

работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими

различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактивность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрессивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др. Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей.

            Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь

мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным

состоянием любого ребенка.

Цели и методы арт-терапии

            Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую

моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в

повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе

творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко

скрыты и решаются они безболезненно. Высвобожденные внутренние переживания и чувства находят

свое выражение в творческих работах, улучшая общее состояние и приводя

в равновесие душевный мир ребенка. В ходе терапии характер работы, как

правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными,

гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности

терапии.

Можно выделить следующие задачи арт-терапевтических занятий:

            Создание положительного эмоционального настроя. Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка. Проработка мыслей и эмоций, которые по каким-либо причинам подавляются в повседневной жизни. Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме. Развитие чувства внутреннего контроля.         

            Арт- терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве. Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением. Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений

личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и

внутренние механизмы саморегуляции.

            Методы арт-терапии успешно применяются с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста, имеющими различные поведенческие и

эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические

заболевания. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-

терапию. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала

проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных

особенностей, а потом включается в группу.

Изотерапия как метод арт-терапии
 
Изотерапия - терапия, в первую очередь, рисованием. Занятиях не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.
            Дети много рисуют, творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека.  именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и через свою собственную деятельность - для достижения тог, что будет.
             В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования, вот почему для него этот процесс так терапевтичен.

Литература:

Киселева М.В. АРТ- терапия в работе с детьми. Руководство для психологов. педагогов, врачей, специалистов работающих с детьми- переизд. - СПб.- Речь 2012. -160с.

Крылова Е.А. методическое пособие ГБУ Свердловской обл., центр психолого-педагогической, медицинской         и социальной помощи.

Сусанина И.В. Введение в арт-терпию.- М., "Когито-Ценр", 2007, - 95с.

Педагог-психолог                                                                      Клименко Е.Н.