A- A A+

Материалы

Самообразование как одно из направлений профессионального роста молодого педагога

 

Самообразование как одно из направлений

профессионального роста молодого педагога

Г.А. Шарипова

ГБДОУ детский сад№70

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано  в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Современный педагог должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, а для этого необходимо постоянно совершенствовать свои знания.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение определенного периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС нового поколения.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза или колледжа, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть уже в самом начале профессиональной деятельности педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя или воспитателя, занять достойное место в педагогическом коллективе. Самообразование — одна из составляющих профессионального роста любого педагога как специалиста.

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Для того, чтобы побудить педагога к самообразованию необходима мотивация.

Готовясь к выступлению, родительскому собранию, классному часу, любому другому мероприятию педагог должен владеть информацией, которая актуальна на сегодняшний день, чтобы не выглядеть в глазах учеников, воспитанников, родителей или коллег «Несовременным человеком».

Прежде всего, педагог должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в сфере образования, владеть информацией о нормативно-правовых документах, о новшествах в области педагогики и психологии.

Педагог – профессия творческая. Поэтому каждый раз, проводя урок или занятие в ДОУ, педагог должен вносить что-то новое, необычное, чтобы заинтересовать детей. Эта работа должна приносить удовлетворение самому педагогу.

Мотивацией к самообразованию, самосовершенствованию может послужить и так называемая конкуренция в коллективе. Не секрет, что многие родители, просятся в класс или в группу к конкретному педагогу. Педагогу должно быть не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».

Стимулом к самообразованию также может стать успешное прохождение аттестации на квалификационную категорию.

В настоящее время созданы все условия для самообразования. Это и курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, участие в семинарах, конференциях, различных педагогических конкурсах.

Самое доступное и менее затратное в финансовом отношении, это самообразование с использованием интернет ресурсов.

Новая форма самообразования, которая успешно используется в образовательных учреждениях и сетевых объединениях – сетевые педагогические сообщества.

Таким образом, молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У творчески работающего учителя возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Однако нужно отметить, что молодому педагогу для успешной организации процесса самообразования необходима помощь со стороны методической службы образовательного учреждения, наставника или коллег с опытом организации самообразования.

Молодой педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, в дальнейшем будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом

  1. Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.

  2. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».