A- A A+

Материалы

Творчество как непременное условие успешной самореализации личности детей с общим недоразвитием речи

Кудрявцева Наталья Алексеевна, воспитатель

ГБДОУ№70 Фрунзенского района

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше.

Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

У детей с нарушением речи несколько иначе развиваются творческие способности. Их представление о предмете оказываются неполными и неточными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий. Чем значительнее нарушение речи, тем больше  ограничиваются возможности ребенка проявлении творчества. Он оказывается беспомощным в создании новых образов, работы отличаются бедностью содержания.

У нас, педагогов, есть возможность помочь им решить эту проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.

В творчестве детям очень помогает бросовый или природный материал. В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то хотят выбросить. Работа с бросовым материалом позволяет по-новому взглянуть на мир привычных вещей, подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить? Где это пригодится?».

Занимаясь с детьми творчеством, я знакомлю их с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями. Учу сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки и игрушки из упаковочного картона, коробок, бумаги, бутылок, трубочек, обрезков меха, лоскутков ткани, остатков пряжи и т.д. Ведь прежде чем что-то выбросить, можно этой вещи дать вторую жизнь.

Включение в процесс обучения детей с ТНР и ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.

Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники, как «коллаж», создание композиций из природного материала, аппликации. Используемые для аппликаций материалы могут быть как традиционными (цветная бумага, картон), так и нетрадиционными (ткани, тесьма, блестки, кружева, шпон и т.д.). Картон тоже может быть разным: «веселым», «волшебным», голографическим, гофрированным. Цветная бумага может быть бархатной, двусторонней, металлизированной. Работы из таких материалов получаются очень яркие, необычные, доставляют детям радость и удовольствие.

С целью развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики полезно размазывать по поверхности картона или дощечки пластилин и другие пластические массы (глину, соленое тесто). В исследованиях отмечается, что глина, пластилин, соленое тесто подходят для работы с агрессивными детьми. Также для развития мелкой моторики актуальной является «рваная» аппликация.

У детей с ОНР зачастую присутствует и синдром гиперактивности. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации и самоконтроля. В данном случае, я предлагаю использовать веревочную технику, выполнение различных аппликаций из крупы, семечек, ракушек, спичек, соли.

Для успешного развития творческих способностей ребенку нужно обеспечить зону творческого развития, позволяющую ему на каждом этапе создавать собственную образовательную продукцию.

Реализованность творческого потенциала, т.е. реализация собственных идей, приводит к развитию творческой устремленности личности - появление ее новых форм: стремления к новизне, стремления к усмотрению и разрешению противоречий, стремления к созиданию ради самопознания и стремления к созиданию ради самотрансляции.

Мой опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи показывает, что именно тогда, когда ребёнок сам становится изобретателем, «придумщиком», его фантазия, воображение не знают границ, а его творения поражают своей индивидуальностью, непохожестью, креативностью.