A- A A+

Материалы

Организация работы по сохранению жизни и здоровья детей.

Организация работы по сохранению жизни и здоровья детей.


Джуйская Л.В.
воспитатель

Так как сохранение жизни и здоровья детей является основной задачей воспитателя в детском саду, то понятно, что решение этой задачи происходит во всех видах деятельности воспитателя и совместной деятельности воспитателя с детьми. Так же большую роль в этом играет работа с родителями.
В работе с родителями основными направлениями являются:
Просвещение родителей для повышения их педагогической культуры.
Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада
В начале года проводится анкетирование, которое позволяет составить полную картину о воспитании ребенка в семье, запросах и интересах родителей, возникающих проблемах. (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”.) в течении всего года родители привлекаются к участию в различных мероприятиях (например, выставки стенгазет «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные праздники и соревнования)
Так же важную роль в работе по сохранению жизни и здоровья детей играет организация развивающей среды в группе. Среда должна быть, в первую очередь безопасной, соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать двигательную активность и другие потребности детей.
Очень важно вовлекать ребенка в двигательную активность в интересной для детей форме. Для этой цели мной сделаны несколько картотек физминуток, игр с пальчиками, стихов «речь с движением», упражнений на развитие дыхания, упражнений на профилактику плоскостопия, подвижных игр.
Работа с детьми включает в себя:
Диагностику
Сбалансированное питание
Закаливание, применение здоровьесберегающих технологий
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Организацию физкультурно-оздоровительной работы
Коррекционно-логопедическую работу
Профилактическую работу.
Так же очень важно прививать ребятам с самого раннего возраста привычку к здоровому образу жизни и безопасного поведения. Для этого я использую различные средства. В игровой форме знакомлю детей с правилами поведения в различных ситуациях, показываю презентации, мультики на темы, связанные с сохранением здоровья, в различных играх проигрываем с ребятами различные ситуации, эксперементируем.

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников.
Многие ребята, которые приходят ко мне в группу, впервые начинают посещать детский сад. Они приходят в совершенно новый и незнакомый для себя мир. И сразу же попадают в условия, непохожие на те, что были раньше. До прихода в садик ребенок был любимым маминым, папиным сыночком, или доченькой. Все взрослые обращали на него много внимания, он знал, что и как можно попросить у мамы, или другого знакомого взрослого. А тут в садике всё по-другому.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.
Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния. У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
постоянный контакт со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
резкое уменьшение персонального внимания.
Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксарина, И.Я. Алямовская, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
возраста, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение;
состояния здоровья и уровня развития ребенка;
индивидуальных особенностей;
биологических и социальных факторов;
уровня тренированности адаптационных механизмов;
опыта общения ребенка с окружающими и предметной деятельности.
Психологами и педагогами (А.И. Баркан, Г. Степанова [8]) были выделены признаки стрессового состояния малыша. Они могут проявляться:
в трудностях засыпания и беспокойном сне;
в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
в рассеянности, невнимательности;
в беспокойстве и непоседливости;
в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
в проявлении упрямства;
в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
в игре с половыми органами;
в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
в повышенной тревожности;
в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к детскому саду. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.
Для того, чтобы облегчить ребенку период адаптации, необходимо знать, что нужно именно этому малышу, найти индивидуальный подход к каждому. Для этого воспитатель должен обладать знаниями психологии.
Когда маленький ребенок плачет, естественно большинству взрослых хочется взять его на ручки, погладить по головке, приласкать. А тут вдруг малыш сопротивляется, убегает, отстраняется, в общем не дается в руки. Что такое? Почему он так себя ведет? Ведь другие дети легко успокаиваются сидя на ручках. А просто этот малыш – визуал, и ему неприятны прикосновения. Надо увидеть это и успокаивая данного ребенка не брать его на руки, а показать ему что-то интересное. А к ребенку кинестетику нужно лишний раз подойти, взять за руку, отвезти куда надо, а не говорить 100 раз одно и то же (все равно он не услышит).
Для того, что бы выявить особенности каждого ребенка я провожу в группе педагогическую диагностику, используя методы:
Беседа
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Диагностические ситуации
Диагностические задания.
По результатам диагностики для групп детей разрабатываю индивидуальный маршрут.