A- A A+

Материалы

Народные игры.

Калугина И.Р.

музыкальный руководитель

 

Русская народная игра "Кострома"


Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)


Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие
вьюшки)


Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)


Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)


(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)


Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда).


Игра «Котел».


На ледяной площадке чертили круг диаметром 7-10 шагов. В центре этого круга чертили еще один круг диаметром в один шаг или чуть больше.
Этот маленький круг и есть котел.
С помощью считалки назначали сторожа для котла. Остальные играющие располагались вокруг большого круга.
Задачей играющих было загнать ледышку в котел. А сторож должен следить за тем, чтобы ледышка в котел не попала.
Играющие загоняли ледышку клюшками или просто крючковатыми палками. Ими они перебрасывали льдинку друг другу, выбирая момент, чтобы совершить неожиданный бросок в котел.
Тот, кому это удавалось, становился сторожем.


Игра в «Звонари».
А играли на Руси в неё так.
Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».
Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.
«Жмурке» завязывали глаза.
«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Змейка».
Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.
Неожиданно он бросал на середину круга веревку-»змейку».
Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.
Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.
Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

Игра «Попрыгунчики-воробушки».
Чертится круг 5-8 метров в диаметре. Играющие, кроме одного водящего, который выбирается с помощью считалки, изображают «воробушек» и располагаются за кругом.
Водящий — «большая птица» — становится в середину круга. Воробушки, прыгая на двух ногах, то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него.
Большая птица, бегая в круге, не дает воробушкам собирать зерна и «клюет» их, дотрагиваясь рукой до игроков, оказавшихся внутри круга.
Воробушек, которого клюнула большая птица, продолжает играть. Воробушки стараются бодольше побыть в круге, увертываясь от большой птицы.
Воспитатель отмечает тех воробушек, которых она коснулась рукой. Наиболее ловкими считаются те, которых водящий ни разу не коснулся рукой.

«Метелица».
Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.


Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!
Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.
Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

Игра «Уголки»
А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх:


Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце,
за зеркальце!


После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок.


Игра «Башмачки»
А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;


Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!
Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.


Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота-
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

«Гуси»
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».


«Яша»
Эта игра - самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).
Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:
Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные...


После этого происходит диалог:
- Чего Яша хочет?
- Жениться хочу.
- Бери себе девку,
Которую хочешь.


Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.


«Мышеловка»
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!


Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".