A- A A+

Материалы

Статья Григоровой Н.Я.

Воспитатель Григорова Н.Я.

 

 

Приобщение детей дошкольного возраста

к художественной литературе

Одной из главных задач, стоящих перед педагогами является гармоничное развитие личности. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но,  к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

Так в 1 младшей группе, надо ежедневно привлекать внимание детей к рассматриванию иллюстраций, чтению коротких произведений. Обязательно показывать детям, как перелистывать книгу, правильно держать, куда класть. Учитывая данный возраст,  часто использовать фольклор: потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные. Использовать их надо не только на занятиях, но и в режимных моментах, в играх. Потому что фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

Также необходимо оформить книжный уголок, куда можно поместить предметные и сюжетные картинки. В уголке поместить настоящие красочные, яркие, с крупными иллюстрациями книги (книжки-игрушки, книжки-вырубки, книжки-панорамы)..

Надо учить детей рассматриватькартинки, отвечать на простые вопросы: Кто (что) это? Что делает? Для начала  можно смастерить самодельные книжки – малышки и учить с ними обращаться детей.

Круг чтения у  дошкольников 2-ой младшей группы составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Поэтому следует включить произведения, которые вызывают у детей желание двигаться, играть, общаться, проявлять положительные эмоции. В работе можно использовать такой приём, как рисование под приговорки, потешки. Вместе с ребятами попробовать изобразить то, что описывает поэт в стихах. Можно проводить следующие дидактические игры: «Угадай героя по описанию», «Доскажи словечко», «Из какой сказки?», «Кто сказал?». Предложить детям творческие задания :  после чтения сказки «Теремок» изобразить обстановку в домике и т.п. 

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Важно, приобщая детей к литературе, использовать выразительное чтение вслух, опираясь обязательно на наглядный материал.  Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек разыграть сценки из произведений.  Важно продолжать работу по анализу художественного текста путём постановки вопросов: Кто? Где? Как? Обязательно надо проводить рекомендательные  беседы и беседы о прочитанном.  В книжном уголке поместить книги на разные  темы  и иллюстрации к ним.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают их, обмениваются мнениями по содержанию.  Поэтому в книжном уголке надо разместить знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п.Можно предложить  детям рассматреть одну сказку, но иллюстрированную разными художниками.

В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их  портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?».

Так  как 4-5 лет это возраст почемучек, то можно включить в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой  и  использовать игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», «Изобрази услышанное». Важно использовать  инсценировки стихов, сказок, рисовать картинки к произведениям.

Именно в средней группе  начинаем обращать внимание на понятия: эпитет, сравнение, рифма, сказка, ритм. Так как дети этого возраста активно начинают сочинять, можно проводить такие  игры как :  «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п. Среди методов и приёмов по приобщению детей к художественной литературе  используется  игра  «книжкина больница», где  производится ремонт книг; рисование, лепка.

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему необходимо с раннего возраста приобщать ребёнка к литературе. Привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя – одна из главных задач воспитания. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет ли ребёнок настоящим читателем, какое отношение к процессу чтения и к литературе выработается у ребёнка

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
          Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.